• Храм

    святых Петра и Февронии

    на Малом рынке (г. Запорожье)

    Украинская Православная Церковь

Расписание служб на текущую неделю, с 18 по 24 февраля 2018 года

Служащий священник - протоиерей Максим Голуб

ГРАФИК БОГОСЛУЖЕНИЙ

Понедельник

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Вторник

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Среда

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Четверг

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Пятница

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Суббота

07:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

Воскресенье

06:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

08:30 - Часы, Литургия Иоанна Златоустого

16:00 - Вечернее богослужение

8 февраля по старому стилю  /  21 февраля по новому стилю
четверг

Вмч. Феодора Стратилата (319). Прор. Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).

Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1271).

Сщмчч. Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); сщмч. Александра Абиссова пресвитера (1942).

1 Ин., 69 зач.,I, 8II, 6. Мк., 62 зач.,XIII, 31XIV, 2. Вмч.: 2 Тим., 292 зач.,II, 1–10. Мф., 36 зач.,X, 16–22.

Тропарь великомученика Феодора, глас 4:

Воинствосло́вием и́стинным, страстоте́рпче,/ Небе́снаго Царя́ воево́да предо́брый был еси́, Фео́доре,/ ору́жиями бо ве́ры ополчи́лся еси́ му́дренно,/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ страда́лец./ Те́мже тя ве́рою// при́сно ублажа́ем.

Кондак великомученика Феодора, глас 2:

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/ и глаго́л Бо́жий, а́ки копие́, в ру́ку взем,/ врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.


Сегодня верующего человека ожидает множество разного рода испытаний, и все они так или иначе касаются ответа на главный вопрос «Что такое вера и почему я верю? Что является основой моих религиозных убеждений?» Этот вопрос редко формулируется так, как я его сейчас сформулировал, но в различных вариациях и в различных жизненных контекстах верующий человек, особенно молодой, так или иначе с этой темой сталкивается и должен быть способен – в первую очередь самому себе, а если потребуется, то и другим – ответить о своем уповании. И, наверное, самым сильным аргументом, заставляющим нас говорить о своей вере, являются не умные слова и мысли, почерпнутые из литературы от весьма просвещенных авторов, но собственная жизнь и собственный опыт. В этом опыте есть нечто очень хрупкое и одновременно невероятно важное, – это способность слышать ответ Бога на наши молитвы.
Богослужебные указания
ms2019/VIfeb08.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
9 февраля по старому стилю  /  22 февраля по новому стилю
пятница

Отдание праздника Сретения Господня. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обре́тение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Обре́тение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1992).

Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеозерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).

Сщмч. Василия Измайлова пресвитера (1930); сщмч. Иоанна Фрязинова пресвитера (1938).

1 Ин., 70 зач.,II, 7–17. Мк., 63 зач.,XIV, 3–91.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Тропарь и кондак Сретения

(см. 2/15 февраля)


Человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.
Богослужебные указания
1 Если совершается полиелейная служба свт. Тихона, то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 36 зач., X, 9–16, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
ms2019/VIfeb09.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
10 февраля по старому стилю  /  23 февраля по новому стилю
суббота

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202).

Блгв. кн. Анны Новгородской (XI). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Прав. Галины (III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308).

Сщмчч. Петра Грудинского и Валериана Новицкого пресвитеров (1930).

Иконы Божией Матери «Огневидная».

2 Тим., 295 зач.,III, 1–9. Лк., 103 зач.,XX, 45XXI, 4.

Тропарь священномученика Харалампия, глас 4:

́Яко столп избра́нный Це́ркве Христо́вой/ и свети́льник присносве́тлый всея́ вселе́нныя,/ прему́дре показа́ся, Харала́мпие,/ возсия́ в ми́ре муче́нием,/ разруши́ и́дольское мракобе́сие, блаже́нне,/ сего́ ра́ди яви́ся предста́тель Христу́,// моли́ся спасти́ся нам.

Кондак священномученика Харалампия, глас 8:

Подо́бствовав благода́тию свяще́нства, сла́вне,/ Це́рковь све́тло украси́л еси́ Боже́ственным страда́нием,/ е́же за Христа́ прия́л еси́ до́блественно, ра́дуяся, Харала́мпие,/ честны́й свети́льниче всеми́рный, осиява́яй концы́,// я́ко непобеди́мый.


Для христиан древности, как и на протяжении всей истории, особенно во времена гонений, искушений, соблазнов, именно евхаристическое собрание верных во главе с епископом, в присутствии пресвитеров, окружающих трапезу Господню, было той духовной крепостью, которая силой благодати Божией вдохновляла людей на великие деяния, на способность преодолевать гонения, на способность отражать приложения греха, на способность жить по-христиански, несмотря на все трудности исторического момента. Вот и сегодня мы не можем сказать, что время, в которое мы живем, – легкое. Оно может восприниматься невнимательным наблюдателем как легкое, потому что стало доступно многое из того, что ранее было вообще невозможно. Это и длительные путешествия, это и знакомство с миром, это потребление большого количества информации, это иной уровень жизни, но, несмотря на несомненный материальный прогресс, жизнь людей не становится легче и тем более проще. Нужно обладать духовным зрением, духовной силой, чтобы и в этой современной жизни различать духов, отгонять от себя молитвой, постом и глубокой верой во Христа прикосновение духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12) и открывать свое сердце навстречу Духу Божиему.
Богослужебные указания
ms2019/VIfeb10.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
11 февраля по старому стилю  /  24 февраля по новому стилю
воскресенье

Неделя о блудном сыне. Глас 6-й.

Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прп. Кассиана Босого, Волоколамского (1532).

Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач.,XXIV, 36–53. Лит. – 1 Кор., 135 зач.,VI, 12–20. Лк., 79 зач.,XV, 11–32.

На утрене к обычным двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках Вавилонских...». Этот же псалом поется и в два последующих воскресенья. Катавасия «Моисейскую песнь...».

Тропарь воскресный 6-го гласа

(см. приложение 1)

Кондак Недели о блудном сыне, глас 3:

Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю, О́тче Ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.


История убедительно показывает, что вне Бога людям невозможно достичь гармонии и согласия. Без Бога люди не могут обрести силы для борьбы со злом. Напротив, они перестают отличать зло от добра. Вот почему Церковь занимает столь активную позицию в мире, благовествуя народам о Боге любви – Христе Распятом и Воскресшем. <…> Она, как и в прошлые столетия, проповедует неизменность Божественных заповедей, борется с пороками во всем их многообразии, создает условия для разностороннего и гармоничного развития личности. Церковь утверждает, что настоящая свобода заключается не в потакании страстям и человеческому произволу, а в стяжании чистоты, любви и святости. Заповеди Христовы, дух Евангелия, которые Церковь бережно хранит, – самое светлое и драгоценное из всего, чем обладает человечество.
Богослужебные указания
ms2019/VIfeb11.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
12 февраля по старому стилю  /  25 февраля по новому стилю
понедельник

Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского (381). Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378). Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского (1840).

Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895). Прп. Мелетия Ипсенийского (XIX).

Утр. – Богородицы: Лк., 4 зач.,I, 39–49, 56, или свт.: Ин., 36 зач.,X, 9–161. Лит. – 1 Ин., 71 зач.,II, 18III, 10. Мк., 49 зач.,XI, 1–11. Богородицы: Флп., 240 зач.,II, 5–11. Лк., 54 зач.,X, 38–42; XI, 27–28. Свт.: Евр., 335 зач.,XIII, 17–21. Лк., 24 зач.,VI, 17–232.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 1:

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иверской, глас 8:

́Аще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Тропарь святителя Московского Алексия, глас 8:

́Яко апо́столом сопресто́льна,/ и врача́ предо́бра, и служи́теля благоприя́тна,/ к ра́це твое́й честне́й притека́юще, святи́телю Алекси́е, богому́дре чудотво́рче,/ соше́дшеся, любо́вию в па́мять твою́ све́тло пра́зднуем,/ в пе́снех и пе́ниих ра́дующеся и Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть тебе́ дарова́вшаго исцеле́ний// и гра́ду твоему́ вели́кое утвержде́ние.

Ин тропарь святителя Московского Алексия, глас 4:

Апо́стольских догма́т опа́сна храни́теля,/ Це́ркве росси́йския па́стыря и учи́теля,/ преблаже́ннаго Алекси́я святи́теля па́мять пра́зднующе,/ славосло́вим Христа́ Бо́га на́шего пе́сньми достодо́лжными,/ дарова́вшаго нам уго́дника Своего́,/ я́ко оби́льный исто́чник, точа́щь врачева́ния,// гра́ду же Москве́ похвалу́ и утвержде́ние.

Кондак святителя Московского Алексия, глас 8:

Боже́ственнаго и пречестна́го святи́теля Христо́ва,/ но́ваго чудотво́рца Алекси́я,/ ве́рно вси пою́ще, лю́дие, любо́вию да ублажи́м, я́ко па́стыря вели́каго,/ служи́теля же и учи́теля прему́дра земли́ Росси́йстей./ Днесь, в па́мять его́ прите́кше, ра́достно возопие́м песнь богоно́сному:/ я́ко име́я дерзнове́ние к Бо́гу, многообра́зных нас изба́ви обстоя́ний, да зове́м ти:// ра́дуйся, утвержде́ние гра́ду на́шему.


Мы должны вынести очень важный урок из всего того, что совершил в своей жизни святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси. Годы его Первосвятительского служения совпали с тяжелейшим периодом нашей отечественной истории. После Батыева нашествия были потеряны тысячи городов, убиты десятки, а может, сотни тысяч людей, на развалинах некогда единого государства удельные князья соревновались в том, у кого больше власти, больше силы, у кого лучше сложатся отношения с ордынским ханом. Вот в таких условиях протекало служение святителя Алексия. Что же он делал? Святитель пытался собрать все русские княжества. Но для того чтобы совершить дело объединения, нужно всегда поступаться самим собой. Именно этой силой любви, самоуничижения и смирения святитель Алексий обезоруживал русских князей, содействуя великому делу объединения Руси и последующей победы над Ордой. Поэтому, когда мы вспоминаем имя святителя, мы в первую очередь должны помнить, что его сила, изменившая ход нашей истории и во многом предопределившая избавление Отечества от иноземного ига, была связана с подвигом жертвы, с подвигом отдачи себя другим.
Богослужебные указания
1 Чтение свт. Алексия на утрене читается, если в этот день служба в честь Иверской иконы Божией Матери не совершается (при этом на литургии – чтения дня и святителя).
2 Чтения свт. Алексия на литургии читаются, если ему совершается служба.
ms2019/VIfeb12.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
13 февраля по старому стилю  /  26 февраля по новому стилю
вторник

Прп. Мартиниана (V). Свт. Серафима (Соболева), архиеп. Богучарского (1950).

Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607–608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200). Собор святых Омской митрополии.

Сщмчч. Василия Триумфова и Гавриила Преображенского пресвитеров (1919); сщмчч. Зосимы Трубачева, Николая Добролюбова, Василия Горбачева, Иоанна Покровского, Леонтия Гримальского, Владимира Покровского, Парфения Грузинова, Иоанна Калабухова, Иоанна Косинского, Михаила Попова пресвитеров и Евгения Никольского диакона, прмцц. Анны Корнеевой, Веры Морозовой и Ирины Хвостовой, мч. Павла Соколова (1938)1.

1 Ин., 72 зач.,III, 10–20. Мк., 64 зач.,XIV, 10–42.

Тропарь преподобного Мартиниана, глас 8:

Пла́мень искуше́ний слез тече́ньми погаси́л еси́, блаже́нне,/ и, морска́я волне́ния, и звере́й стремле́ния обузда́вый, взыва́л еси́:// препросла́влен еси́, Всеси́льне, огня́ и бу́ри спасы́й мя.

Кондак преподобного Мартиниана, глас 2:

́Яко подви́жника благоче́стия иску́сна,/ и страда́льца произволе́нием честна́го,/ и пусты́ни жи́теля и все́льника,/ в пе́снех досто́йно восхва́лим Мартиниа́на присночестна́го:// той бо зми́я попра́.


На том, что достоинство и права человека отрываются от его нравственной природы и нравственной ответственности, и основывается главное заблуждение современной цивилизации. Предполагается, что каждый, обладая правами и достоинством, совсем не ответственен перед своей совестью. Понятие совести вообще не существует. И что же получается? А получается то, что мы сейчас видим: когда люди, устремляясь к достижению благ этого мира, попирают свое нравственное достоинство. Разве можно связать достоинство и нравственное начало, с одной стороны, с таким ростом преступности, с таким цинизмом в поведении? Я уж не говорю о страшных проявлениях внутреннего зверя в человеке, когда он совершает преступные деяния, убивая ни в чем не повинных людей. Мы знаем, как сейчас страдает от терроризма весь род человеческий. Так сколько ж еще страданий нужно пройти, сколько испытаний – войнами, конфликтами, террористическими актами, разрушением человеческих отношений, – чтобы осознать простую истину, которой учит нас сегодня апостол Павел: не может быть чести и достоинства без соотнесения этих понятий с голосом человеческой совести. 
Богослужебные указания
1 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 18 мая 2018 года, в соответствии с уточненными данными Синодальной комиссии по канонизации святых (рапорт Председателя Комиссии № 64 от 16.05.2018), память архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского) перенесена с 13 февраля ст. ст. на 25 февраля ст. ст.
ms2019/VIfeb13.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год
Предыдущий день Следующий день
14 февраля по старому стилю  /  27 февраля по новому стилю
среда

Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869).

Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). Прп. Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.).

Сщмч. Онисима, еп. Тульского (1937); сщмч. Трифона Родонежского диакона (1938).

1 Ин., 73 зач.,III, 21IV, 6. Мк., 65 зач.,XIV, 43XV, 1.

Тропарь преподобного Авксентия, глас 1:

Пусты́нный жи́тель… (см. приложение 2)

Кондак преподобного Авксентия, глас 2:

Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ния пло́ти твоея́ обузда́в,/ яви́лся еси́, ве́рою сия́я,/ я́коже сад посреде́ рая́, процве́л еси́,// Авксе́нтие о́тче свяще́нне.


Важно понимать, что церковнославянский язык – это не далекое прошлое, а наше настоящее. Язык богослужения, несомненно, может претерпевать и претерпевает изменения. Церковнославянский язык, как и всякий язык, тоже развивается. Это хорошо видно, когда совершаешь богослужение, используя богослужебные книги разного времени. Даже славянский Евангельский текст, хорошо известный на слух любому воцерковленному православному человеку, предстает совершенно иным, если вы читаете Евангелия по тексту XVII века. <…> Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку – важная общецерковная задача.
Богослужебные указания
ms2019/VIfeb14.inc
Календарно-богослужебные издания
Богослужебный месяцеслов
на 2019 год